Регистрация
Войти

БРЯНСКИЙ ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР БОГОМАЗ ПРОВЁЛ ПРИЁМ ГРАЖДАН

В Брянске парад «Бессмертного полка» пройдет онлайн

В Брянской области откроются еще 36 «Точек роста» и 3 «Кванториума»

Архив выпусков газеты
24 апреля 2024, 19:37
12+

МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ РОЛИ ОКСАНЫ БАШКАТОВОЙ

07.10.2021, 12:35
Есть такой устоявшийся термин – «королева эпизода». Многие знаменитые и народно любимые актрисы попадали в эти цепкие тернии, когда ролей второго плана, ярких, характерных, потрясающе сыгранных, набирается на целый театр, а вот главных, центровых не хватает. Многие справедливо говорят, что можно и эпизод отыграть так, что он запомнится, можно и в «кушать подано» раскрыться так, что зрительный зал будет, затаив дыхание, следить за выставлением блюда на стол, но, согласитесь, всегда хочется покорять новые вершины.

Оттого вдвойне приятно, когда по ходу очередного театрального сезона находятся роли, которые позволяют такой актрисе или актеру раскрыться по-новому, получив максимум времени и действа на сцене. Для актрисы Брянского областного театра юного зрителя Оксаны Башкатовой минувший сезон стал именно таким. А к череде наград регионального театрального конкурса «Успех», помимо статуэток в номинациях «Лучшая роль второго плана» и «Яркий эпизод», прибавилась долгожданная – за лучшую роль, притом в спектакле-маскараде «Мертвые души», где Оксана Башкатова сыграла сразу 9 ролей.

Символично, что творческий вечер актрисы в рамках проекта «Актерская галерея» прошел 30 сентября – в День работника культуры Брянской области. Площадкой для проекта снова стали залы художественного музея, а организатором мероприятия выступило Брянское отделение Союза театральных деятелей. Формат тоже уже устоялся – рассказ актера о себе, о приходе в профессию, интересных, часто комичных эпизодах, беседа с собравшимися и, конечно, творческие вставки.

Отличительная черта Оксаны Башкатовой – бесконечная самоирония. Яркий жизненный поворот в рассказе о своей биографии неизменно подкреплялся шуткой, рассказ о той или иной роли – колким замечанием в свой же адрес. Такая рефлексия, а за ней и житейская мудрость.

В актере должна быть харизма, энергетика, и в тот вечер она явно витала по залу. 23 года в ТЮЗе, а пришла помощником режиссера, окончив Орловский филиал Московского государственного института культуры и попытав актерское счастье в театральной студии в Пятигорске. Здесь творческие пути сошлись с народным артистом РСФСР Леонидом Кулагиным, он дал путевку в жизнь многим брянским деятелям сцены, и все вспоминают его с большой теплотой и благодарностью.

Первый спектакль «Ночной визит» привнес в актерскую копилку Оксаны Башкатовой крошечную роль. Затем был «Остров нашей любви» и другие работы.

Отдельно актриса остановилась на роли Анфусы Тихоновны в постановке «Золотые люди». Небольшая эпизодическая роль старушки, у которой из фраз только несколько слов. Но отыграна она была столь мастерски, столь впечатывалась в память зрителям, что была отмечена на профессиональном конкурсе, да и судя по теплым воспоминаниям самой Оксаны Башкатовой, эта роль для нее в числе любимых и знаковых.

Вообще, по ее собственному утверждению, ей зачастую достаются персонажи, не очень-то положительные. Но и в них есть свое очарование.

Например, в весьма сложном, характерном, тяжелом спектакле «Замарашка» ей досталась роль Гунди. Постановка о подростковой колонии и малолетних преступниках. Актеры ТЮЗа тогда выезжали в брянское подобное учреждение, общались с его воспитанниками, пытаясь понять их чувства, ощущения, мотивацию, мировоззрение. По рассказам Оксаны Башкатовой стало понятно, какая огромная, кропотливая работа в эмоциональном плане стояла при воплощении образов героев в этом спектакле.

Вспоминала Оксана Башкатова и те спектакли, где довелось поочередно играть разные роли. Это и «Золушка», и «А зори здесь тихие». О каждом спектакле она рассказывала с некой трогательностью и юморком.

Последний театральный сезон, кроме уже упомянутых «Мертвых душ», отметился для Оксаны Башкатовой еще одной сильной ролью. Современная постановка «Как Зоя гусей кормила» затрагивает большой спектр тем, затягивающихся в тугой клубок: здесь и всёразрушающая чрезмерная родительская любовь, и самопожертвование, и спрос с окружающих за него, и тонкая грань между безумием и игрой в него… Оксане Башкатовой удалось воплотить на сцене очень сложный образ, представ перед зрителями совершенно в новом амплуа.

Впрочем, режиссерское образование снова настигает актрису на творческом поприще. Например, она поставила на сцене такие сказки, как «Кот в сапогах» и «Сказка о попе и его работнике Балде». 

А вот пандемия позволила засиять еще одной грани таланта Оксаны Башкатовой – кинорежиссерской. Фильм «Мать» по одноименному рассказу А. Довженко стал серьезной пробой сил на новом поприще как для самой Оксаны Башкатовой, так и для поддержавших ее коллег по творческому цеху. Несмотря на «шутеечки», что, мол, «снималось на телефон» и «да если б знали, сколько сил это будет стоить, ни за чтобы не взялись», видно, что кинематографический опыт оказался для нее более чем интересным. Тем более что затем последовала и еще одна работа – «Оборванные струны», также на тему Великой Отечественной войны.

Не обошлось на вечере и без моментов живой беседы с залом. Пришедший главный режиссер ТЮЗа Юрий Пахомов поинтересовался: какой режиссер для актера хороший, а какой нет?
«Тот, который объяснит, почему я должна делать то-то и то-то, который ответит на вопрос актера», – ответила Оксана Башкатова. Она рассказала, что были в творческой истории и те режиссеры, которые кратко отвечали: «по кочану»… Но, по ее словам, это был показатель того, что как раз режиссер уделял мало внимания проработке роли и не мог объяснить свое видение и содержание образа актеру.

Ну и приятным подарком для всех собравшихся на очередную встречу «Актерской галереи» стал небольшой эпизод в исполнении самой виновницы вечера. Помог ей народный артист РФ Владимир Аверин. Эпизод из «Мертвых душ», где Оксана Башкатова одновременно играет двух «дам, приятных во всех отношениях», перевоплощаясь из образа в образ мгновенно, просто поворотом перед зрителями, вызвал у них восторг.

Оксана Башкатова призналась собравшимся, что «Мертвые души» – это действительно бесценный опыт, где просто по щелчку пальцев необходимо менять не только костюм, но и манеру речи, походку, даже пол, становиться совершенно другим персонажем, и так много раз за спектакль.

К слову, вместе с Владимиром Авериным, а также заслуженной артисткой РФ Вероникой Виницкой Оксана Башкатова входит в состав знаменитого трио «АБВ», покорившего сердца брянских зрителей на театральных капустниках. В атмосфере вечера этот юмор и задор сквозили, и было понятно, что такие яркие номера капустников, как те же «Ангелы», это не просто сыгранные роли, но и отражение внутреннего мироощущения актеров.

Уже после завершения вечера поинтересовались у Оксаны Башкатовой, есть ли такая роль, которую она мечтает сыграть. «Мамаша Кураж из пьесы Брехта, вот только не знаю, поставят ли у нас когда-нибудь, но, если поставят, сделаю все, чтобы ее сыграть», – отрезала актриса. 

Евгений СВЕТЛОВ.
Фото И. МАРЧЕНКОВОЙ.

Комментарии (0)