Регистрация
Войти

Брянск присоединится к акции "Георгиевская ленточка"

В БРЯНСК ПРИБЫЛ ЗАММИНИСТРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ ВЛАДИМИР ГРАКУН

БРЯНСКИЙ ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР БОГОМАЗ ПРОВЁЛ ПРИЁМ ГРАЖДАН

Архив выпусков газеты
25 апреля 2024, 20:53
12+

ПОДДЕРЖКА ВОЛОНТЕРОВ И НКО

28.05.2020, 12:44
Делать добрые дела – это хорошо. Делать их по внутреннему велению и не ожидая никаких поощрений и наград в ответ – еще лучше. Эти простые истины движут миллионами людей, избравших для себя как норму поведения и как жизненную позицию добровольчество и помощь другим через общественные объединения.

Термины «волонтерство» и «НКО» (некоммерческие организации) за последние годы прочно вошли в нашу жизнь, хотя два-три десятка лет назад были скорее элементами обществоведческих наук.

За последние годы их роль в российском обществе кардинально изменилась. Оттого и появилась необходимость в ряде вносимых в основной закон поправок закрепить их статус, и не просто его записать, а поручить федеральному правительству оказывать им помощь и поддержку.

В новую редакцию ст. 114 основного закона страны, регламентирующую круг полномочий федерального правительства, предлагается внести два пункта, касающихся деятельности волонтеров и некоммерческих организаций. Звучат они следующим образом: «Правительство Российской Федерации: е1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики; е2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности».

Принципиальными здесь являются несколько моментов. Прежде всего, сам факт того, что Российское государство и общество признают важную роль этих институтов в социальной структуре общества. Второй момент заключается в том, что государство берет на себя заботу о них. Здесь кроется большое изменение в статусе и содержании деятельности общественных объединений, которое произошло за 30 лет.

Не секрет, что разного рода общественные объединения, прежде всего экологической, национально-культурной, образовательной направленности, появлялись в нашем обществе на рубеже 1980–90-х годов как грибы. Вот только взращиваемы они были на иностранных подкормках. Всевозможные фонды раздавали российским активистам гранты, приглашали обмениваться опытом к себе, проводили многочисленные образовательные и просветительские семинары. Как позже оказывалось, многие из этих западных фондов, выступавших друзьями-спонсорами российских общественников, оказывались связанными со структурами, весьма не дружественными России (а некоторые и с разведками иностранных государств). В итоге активные россияне, люди с активной жизненной позицией, часто оказывались под влиянием антироссийских, антигосударственнических идей. Тот слой общества, который должен был укреплять и развивать страну, оказывался зараженным разрушительными идеями – среди них кто-то сознательно и за деньги, а кто-то, поверив в «высокие идеалы», своей деятельностью работал на разрушение страны. Таковы были реалии 1990-х.

Ситуация начала меняться в 2000-х, государство осознало, что общественников через т.н. «мягкую силу» используют для расшатывания основ нации. Но одновременно управленцы увидели и оценили тот потенциал, который скрывает гражданское общество, если с ним выстраивать конструктивное взаимодействие. «Твою б энергию, да в мирное русло» – эта расхожая фраза в некотором роде обозначила дальнейший вектор выстраивания государственной политики в области общественных объединений. Государство усвоило, что в данном вопросе мало быть «ночным сторожем», необходимо выступать в качестве активного участника диалога.

Неслучайно в 2000-х формируется правовое поле, регулирующее деятельность НКО. Если раньше правовые нормы касались скорее юридического и финансового аспектов их деятельности, то в более поздних нормах как раз речь шла о понимании деятельности общественных объединений. Неслучайно возникло понятие «иностранные агенты» и возможность сразу маркировать организации, получающие иностранную помощь, а значит, способные проводить политику, не всегда совпадающую с российской.

Одновременно государство стало вырабатывать эффективные механизмы диалога с гражданским обществом. Это различные общественные советы, общественные палаты, слушания и «нулевые чтения», непременными участниками которых стали представители НКО. Стало очевидно, что ряд социальных задач общественники и волонтеры готовы решать эффективнее и дешевле, чем государственные структуры: это и организация помощи нуждающимся, и уход за людьми, оказавшимися в трудной ситуации, и помощь бездомным животным, и многое другое. С другой стороны, общественники – это генераторы идей, люди, которым небезразличны проблемы, и они готовы предлагать нетривиальные и эффективные пути их решения. Роль государства тогда сводится только к выделению средств и контролю за их законным использованием. Поэтому в 2010-х годах особое развитие получила государственная грантовая система. В рамках ее государство определяло важные темы, предлагало общественникам разработать проекты по ним, отбирало наиболее достойные и оказывало финансовую поддержку. Такой механизм доказал свою эффективность.

Как часть общественного движения в России развивалось и добровольчество (волонтерство). Из отдельных групп и отрядов, разбросанных по стране, сформировалось многомиллионное движение единомышленников, считающих, что творить добро – это правильно. Такие крупнейшие мероприятия, как сочинская Олимпиада – 2014 или чемпионат мира по футболу – 2018, вряд ли могли пройти на столь высоком уровне и оставить у их участников и гостей нашей страны столько положительных эмоций, если бы не труд тысяч волонтеров, которые не просто помогали в организации этих мероприятий, а заражали всех окружающих невероятным позитивом.

С другой стороны, государство уже давно поддерживало тех, кто занимается добровольческой деятельностью. Например, школьники-волонтеры при поступлении в вузы имели дополнительные баллы.

Таким образом, конституционное закрепление обязанности государства по поддержке НКО и волонтерства – логическое продолжение тенденции, идущей последние десятилетия. Новый статус фактически говорит общественникам: государство вас не оставит, вы важны для России, действуйте на благо страны и мы вас поддержим.

Кроме того, конституционная норма прямо закрепляет участие институтов гражданского общества в выработке и проведении государственной политики. Тем самым их статус значительно повышается. Данная норма обязывает власти привлекать общественников в качестве экспертов по профильным вопросам при выработке тех или иных решений.

В феврале рабочая группа по Конституции на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным предложила закрепить в основном законе поправку, по которой правительство обеспечивало бы участие общественных организаций и других общественных объединений в выработке и проведении государственной политики. Эта идея нашла поддержку не только у президента, но и у представителей общественности.

Так, директор АНО «Агентство социальной информации», член экспертного совета Правительства РФ, председатель общественного совета при Минтруде России, член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова отметила, что в последние годы в России сложилось не просто гражданское общество, а его организованная часть – полноценный сектор некоммерческих и негосударственных организаций. Туда же относятся и благотворительность, и волонтерство.

– Невозможно сейчас говорить о полноценном развитии нашей страны, о выполнении каких-то приоритетных задач, если в этом не участвуют структуры и институты гражданского общества, – утверждает эксперт.

Ряд представителей самого широкого спектра НКО увидели в этих поправках важный инструмент для своей дальнейшей работы и взаимодействия с чиновниками.

– Я возглавляю некоммерческую организацию, которая отстаивает интересы молодых сельчан на разных уровнях. И я очень остро ощущаю, что голос НКО, голос общественности, которую мы представляем, не всегда воспринимается чиновниками, – отметила председатель Российского союза сельской молодежи (РССМ), член рабочей группы по внесению поправок в Конституцию Юлия Оглоблина. – Безусловно, мы очень рады этой поправке об НКО, которая дает зеленый свет нашей деятельности. Внесение такой нормы в главный закон означает, что «третий сектор», наконец, признан государством, оценена важность его роли в жизни страны.

Председатель Совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев также высказался в поддержку внесения в Конституцию данных поправок:

– Поправки мы поддерживаем, в целом в сообществе волонтеров и некоммерческих организаций они были очень позитивно восприняты. Мне кажется, они демонстрируют тот результат, ту роль, которую сегодня играют некоммерческие организации, волонтеры в развитии страны, в решении огромного числа социальных вопросов. То, что они вышли в формулировке – очень правильной, где государство, правительство привлекает НКО к выработке решений, к формированию госполитики, – это очень важно, – подчеркнул он.

Солидарны с ними оказались и брянские общественники. Некоторые из них посвятили развитию «третьего сектора» десятки лет, кто-то только несколько лет назад пришел в добровольчество. Но они едины в том мнении, что данные поправки в основной закон своевременны и необходимы.

Так, председатель Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в Брянской области Елена Сухоцкая поддержала предложенную поправку в Конституцию об НКО. Она уверена, что закрепление в основном законе обязанности государства обеспечить участие некоммерческих организаций в выработке и реализации политических решений – это давно необходимый шаг.

– Сейчас в Конституции, принятой еще в 1993 году, отсутствуют понятия добровольчества, общественной инициативы, – отмечает руководитель Центра по развитию добровольческого движения и общественных инициатив Брянской области Юлия Устинова. – У нас в стране несколько миллионов добровольцев, и все они вносят существенный вклад в развитие России. Конечно, и сейчас государство помогает грантами. Но когда в новой редакции основного закона страны будет закреплена обязанность государства поддерживать деятельность волонтеров, некоммерческих организаций, расширятся возможности для взаимодействия с властью.

Окружной координатор ВОД «Волонтеры-медики» по Центральному федеральному округу, руководитель регионального волонтерского штаба по помощи людям «#МыВместе» Антон Коротченко также высказался за поправки в основной закон страны и необходимость закрепления в нем положения о поддержке общественных объединений и добровольчества.

– Я вижу, как с каждым годом все больше и больше людей разных возрастов, социального статуса, профессий участвуют в добровольческих проектах: помогают оказавшимся в трудной жизненной ситуации, организуют различные акции, участвуют в проведении крупных мероприятий и совершают много других добрых дел. Замечательно, что поправки в Конституцию о поддержке волонтеров со стороны государства закрепят на самом высоком уровне, – прокомментировал он предлагаемые новации в основной закон.

Сейчас наша страна пришла к осознанию того, что без сильного, инициативного и ответственного гражданского общества не может идти речи о развитии России. Авангардом гражданского общества выступают как раз волонтеры и НКО, и предлагаемые поправки в Конституцию обеспечат новый уровень их поддержки в нашей стране.

 

Комментарии (0)