Регистрация
Войти

Брянск присоединится к акции "Георгиевская ленточка"

В БРЯНСК ПРИБЫЛ ЗАММИНИСТРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ ВЛАДИМИР ГРАКУН

БРЯНСКИЙ ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР БОГОМАЗ ПРОВЁЛ ПРИЁМ ГРАЖДАН

Архив выпусков газеты
25 апреля 2024, 15:45
12+

ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ: СТАБИЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ

28.05.2020, 12:33
Одна из главных задач Конституции как главного и основополагающего документа для функционирования государства – определение структуры институтов власти, их полномочий и порядка взаимодействия. Во всех мировых Конституциях именно этот блок, определяющий работу государственного механизма, является самым объемным и самым часто изменяемым.

В этой части не стал исключением и блок поправок, предлагаемых к внесению в действующую российскую Конституцию. В частности, предлагается новая схема формирования правительства и его взаимодействия с президентом и палатами парламента. Все это ни в коей мере не нарушает принцип разделения властей, наоборот, создается система единой государственной власти.

Примечательно, что этот блок уже подвергался поправкам. Например, менялись сроки полномочий президента и Государственной Думы. Теперешняя редакция более существенная.

 

Изменения касаются целого ряда статей

Например, согласно дополнениям статьи 102 к ведению Совета Федерации теперь также будет относиться: «к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности».

Значительно обновляется статья 103, посвященная работе Государственной Думы, и статья 129. Согласно последней «Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации». То есть новаций много, они перенастраивают работу государственного механизма, делая его более эффективным.

Сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, академик РАН Талия Хабриева прокомментировала изменения, которые касаются органов власти, следующим образом:

– Происходит перераспределение полномочий в системе функционирования публичной власти: президент делится полномочиями с Государственной Думой, Советом Федерации. В 2008 году Госдума получила полномочия заслушивать отчеты правительства. Теперь делается следующий шаг: Госдума будет утверждать кандидатуры председателя правительства, вице-премьеров и федеральных министров, а у Совета Федерации появятся новые полномочия, связанные с формированием органов силового блока. Согласно предлагаемым поправкам, когда президент отправляет в отставку председателя правительства, это не означает, что все правительство будет уходить в отставку, как сейчас. Может сохраниться и структура федеральных органов исполнительной власти. Это придаст больше стабильности и устойчивости системе государственных органов и всей политической системе.

Парламенту – новые полномочия

– Российское общество становится более зрелым, ответственным, требовательным. Основные политические силы страны, несмотря на всю разницу подходов к решению стоящих перед нами задач, выступают с патриотических позиций, отражают интересы своих сторонников и избирателей, – отметил Владимир Путин в послании Федеральному Собранию в январе этого года. – При этом практически все фракции, представленные в Государственной Думе, а с их лидерами, вы знаете, мы встречаемся регулярно, полагают, что Федеральное Собрание готово взять на себя большую ответственность за формирование правительства.

В ходе обсуждений в рабочей группе это предложение было оформлено в качестве поправки к основному закону. Впрочем, оно стало не единственным вошедшим в итоговый документ.

Вообще текущие поправки расширяют полномочия российского парламента. Так, согласно им, Госдуме теперь предстоит утверждать не только кандидатуру премьер-министра, но и кандидатуры федеральных министров.

Процедура формирования кабмина станет более публичной, что, по словам главы Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, накладывает ответственность и на правительство, и на парламент. «Теперь мы не будем узнавать из СМИ, кого назначили, – рассказал он. – Члены правительства будут утверждаться в Госдуме, за исключением силовиков».

Кандидатуры «не силовых» членов кабмина будут обсуждаться в комитетах, во фракциях – причем публично, на глазах у общественности, добавил он.

– От этого выиграет все общество. Система сдержек и противовесов станет более прозрачной, – резюмировал глава профильного комитета. – Это касается и процедуры формирования и правительства, и Госдумы.

Министры силового блока будут назначаться президентом после консультаций с Советом Федерации. Верхней палаты касаются и другие изменения. Так, квота для кандидатов в Совфед, предложенных Президентом РФ, увеличивается с 17 до 30 человек, при этом семь из них смогут работать в верхней палате пожизненно. Такими пожизненными сенаторами смогут становиться и бывшие президенты – их опыт пригодится в стране, отметили в Госдуме.

И еще один нюанс – члены верхней палаты парламента получают право официально именоваться сенаторами.

Судьи и «силовики» – слово за сенатом

В свою очередь, Совет Федерации получает право по представлению президента назначать председателей и их заместителей в Конституционном и Верховном судах страны, а также прекращать полномочия судей КС и ВС, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи. Сенаторы станут участвовать в консультациях по президентским кандидатурам на должности региональных прокуроров, что важно для баланса власти.

Еще одна серьезная новация – верхняя палата парламента вместе с главой государства будет обсуждать кандидатов в руководители министерств и ведомств, подчиняющихся напрямую президенту.

О президентских сроках

Среди поправок – исключение слова «подряд» в отношении двух президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо. При этом было поддержано предложение депутата Валентины Терешковой о возможности для действующего президента участвовать в новых выборах после обновления Конституции. Эту инициативу депутатам ранее прокомментировал сам Президент РФ. Он заявил, что считает допустимым внесение в основной закон данной поправки, однако ее должен оценить Конституционный суд РФ. Как мы знаем, высшая судебная инстанция признала все вносимые поправки полностью конституционными.

Выступая в Государственной Думе во время обсуждения поправок, Владимир Путин отметил что, «когда государство становится более мощным», на первый план выходит именно возможность сменяемости власти, при этом он счел разумным сохранить норму о двух президентских сроках.

Поправку пояснил глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Он подчеркнул, что ограничения для сроков Президента РФ в Конституции сохраняются. Дело в том, что поддержанная норма носит переходный характер и касается конкретной ситуации. Если граждане одобрят изменения в основном законе, то тогда в соответствии с этой поправкой Владимир Путин будет вправе стать кандидатом в президенты в соответствующий срок, уточнил он.

Таким образом, нормы не запускают никакое «обнуление» президентских сроков. «Здесь речь идет исключительно о волеизъявлении граждан», – еще раз отметил Крашенинников.

Пояснения со своей стороны журналистам дал и лидер думской фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Он заявил, что принятая Госдумой поправка о снятии ограничений для главы государства по участию в будущих выборах не предоставляет пожизненного права занимать данную должность. «Первым сроком будет считаться избрание на выборах, проведенных после вступления в силу изменений в Конституцию», – добавил он.

Говоря об этой поправке, глава Совфеда Валентина Матвиенко отметила: «Для президента всегда было важно мнение людей, неизменное уважение к мнению граждан своей страны. Именно поэтому он предложил всенародное голосование по поправкам в Конституцию». По этой причине, считает Матвиенко, Владимир Путин «не согласился продлить свои полномочия автоматически, а проявил готовность пойти на конкурентные выборы». «На мой взгляд, это самый честный, открытый, демократический путь», – сказала глава Совфеда.

Валентина Матвиенко уверена, что России сейчас жизненно важно сохранить внутриполитическую стабильность и предсказуемость. «Значительная часть российских граждан считает, что с этой задачей справится именно действующий глава государства, и этим их мнением нельзя пренебрегать», – подчеркнула она. Поэтому Владимир Путин должен иметь право пойти на новые выборы, продолжила председатель. «Воспользуется он этим правом в 2024 году или нет, решать, конечно, ему. Но сама возможность участвовать в выборах у него должна быть, а у граждан должно быть право выбора», – добавила она. Тем более что такое решение «обесценит любые спекуляции насчет преемника, возможной смены конфигурации властных институтов и многого другого».

Публичная власть

В Конституцию Российской Федерации вводится понятие публичной власти. Встречается оно в двух моментах.

Во-первых, в статье 83, посвященной Президенту государства, появляется пункт е5), согласно которому Президент РФ «формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом». То есть конституционно закрепление получает новый орган.

Кроме того, в соответствии с поправками в Конституцию в единую систему публичной власти войдут органы местного самоуправления и государственной власти РФ. Эти нормы раскрываются в 8-й главе основного закона страны, посвященной местному самоуправлению.

– Считаю необходимым закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами. При этом полномочия и реальные возможности местного самоуправления – самого близкого к людям уровня власти – могут и должны быть расширены и укреплены, – задал вектор данной теме Президент страны Владимир Путин в послании Федеральному Собранию.

На заседаниях рабочей группы говорилось о том, что местному самоуправлению, как самой близкой к населению власти, просто необходима «встроенность» в единый механизм государственного управления.

Так, член рабочей группы по изменению Конституции, председатель заксобрания Ленобласти Сергей Бебенин заявил:

– Для обеспечения эффективного взаимодействия органов госвласти и местного самоуправления я предлагаю в Конституции предусмотреть следующее. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов МСУ, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ. При этом установить, что случаи и порядок участия органов госвласти в этом процессе устанавливается федеральным законом.

Эта инициатива нашла поддержку у главы государства. «Нам нужно встраивать местное самоуправление в общую систему публичной власти, но не лишая местное самоуправление тех прав, которыми они пользуются сегодня. Нужно здесь быть очень аккуратными», – заявил Владимир Путин на заседании рабочей группы.

Отдельно стоит подчеркнуть, что изменения уточняют деятельность органов местного самоуправления, но при этом не коснутся статьи 12 Конституции, закрепляющей принцип самостоятельности местного самоуправления. Согласно правовым позициям Конституционного суда самостоятельность местного самоуправления не является абсолютной, она не предполагает отрицания взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти. Все гарантии органов МСУ сохраняются, но теперь они будут работать в большей степени координации с органами госвласти.

Так, статья 131 дополняется двумя важными пунктами. Согласно пункту 1.1. «Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом», а появившийся в этой же статье пункт 3 гласит, что «Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом».

Таким образом, организация системы публичной власти в стране, объединяющей государственный и муниципальный уровень, позволит эффективнее решать задачи, касающиеся организации жизни граждан на местах.

Как видно, поправки к основному закону значительно корректируют взаимодействие между различными институтами власти. Но сохраняются и даже получают развитие основополагающие принципы их работы: эффективность, взаимоуравновешенность, направленность на улучшение жизни россиян.

Формируемый поправками к Конституции механизм взаимодействия и работы органов власти делает Российское государство более стабильным, защищенным от внутренних сбоев и внешних угроз, обеспечивает его эффективное развитие.

 

Комментарии (0)