После службы мы завели с отцом Никоном беседу. Первый и главный вопрос, как несколько лет назад пришел обычный молодой парень к решению коренным образом изменить свою жизнь...
- Родом я из Тверской области, из семьи военнослужащих. Получил среднее образование - технолог по обработке льна. А раннее детство прошло вообще в Азербайджане, отец там служил.
На самом деле какого- то однозначного решения идти в монастырь изначально не было. Просто в 26-27 лет пришел в некий тупик. Обратился к священнику, который меня крестил за несколько лет до того, а вообще я был совершенно невоцерковлен, и он мне говорит: «Съезди в монастырь на какое-нибудь время, просто с мозгами собраться, понять, что происходит, на полгодика хотя бы». Порекомендовал он мне Брянск, Свенский монастырь.
Определили меня сразу на скотный двор. Это самое тяжелое послушание было. Тем более я человек городской, пусть и не из большого города, но точно не сельский человек. Было это все для меня, мягко говоря, необычно. Прошло полгода. Да, на это время оборвал все связи, кроме как с матерью и с братом, только с ними созванивался. Надо было как-то понять для себя многое. Потом подумал, ну, что такое полгода - надо хотя бы год. И так все закрутилось, через год я уже был послушником, а лет через пять - они пролетели как один миг - постригли меня в монашество, потом через полгода в дьяконы рукоположили.
- А каким было знакомство с монастырем?
- Первые дни просыпался вообще с непониманием. Началось даже смешно. Я пришел в монастырь крепенький такой, короткостриженый, и встретил меня дядька с бородой, он еще оказался и земляком, а для меня каждый, кто с бородой тогда, то монах. Дядька был добрый, веселый, но забулдыга. Потом оказалось, что он там просто трактористом работает. А переоценка внешних и внутренних вещей постепенно проходила. И через труд. На скотном дворе через несколько дней главный скотник ушел, и меня за него оставили, это никто не хотел на себя взваливать.
Как-то постепенно внутренне перестраивался на монастырский лад. Дело в том, что тогдашний наместник, архимандрит Никодим, не ломал личность. Глядя на священников, которые вышли из Свенского монастыря, понимаешь: все разные, у нас есть один общий вектор, но каждый
особенный, и никто не копия отца Никодима. Он, как мудрый родитель, давал каждому возможность развиваться, а то бывают монастыри, куда заезжаешь, а там и внешне все похожи на наместника, и говорят, как наместник, и даже шутки, как у наместника. У нас, конечно, слово наместника было решающе и неоспоримо, но «тоталитаризма» не было.
- Прямо вспоминаются образы из книги «Несвятые святые» Тихона Шевкунова.
- Тоже читали? По большому счету, любой человек, проживший в монастыре много лет и имеющий определенный литературный талант, напишет немало подобных историй. Столько бывает и смешных моментов, и просто жизненных историй.
- Например?
- Первой вспомнилась такая. Как-то звонит отец Никодим и говорит, там машина придет с вещами и одеждой для монастыря. Приехал ПАЗик, битком забитый тюками. Когда выгрузили и стали смотреть, что за одежда, оказалось, это театральные костюмы, которые уже списали. И теперь представьте, что творилось в монастыре, когда братия облачилась для подсобных работ в такие обновки: с утра «моряки» пошли картошку полоть, после обеда «казаки» в баню направляются, «паж» на скотном дворе. Отец Никодим увидел и жестко это прекратил, причем очень жестко.
- Получается, монашеская жизнь не такая уж «черная» и строгая.
- Нет, это тоже жизнь, и в ней есть разные моменты, и юмору есть место. Как и в любой сфере, в любой профессии.
- Такой вопрос: а до пострига появлялись мысли бросить этот путь, вернуться к обычной жизни?
- Нет. Вначале была мысль - еще на полгодика задержаться. А потом как-то втянулся. Одно за другое цеплялось: поменялось послушание, стал пономарить помогать, просфоры печь. Вообще, низшие стадии послушничества в монастыре я прошел все. В монастыре я и на тракторе научился ездить, что мне потом сильно пригодилось. Так что сомнений не было, но и не было такого страстного желания, что «хочу быть монахом». А ведь такое бывает, тоже насмотрелся на людей, которые приходят в монастырь и сразу с порога: «Здрасьте, хочу стать монахом». Понятно, значит, братец, ты здесь дня на два, не больше. Монашество - не только какой-то статус, не только духовное состояние, но и физический труд. Плох, наверно, тот монах, который ради монастыря палец о палец не ударит.
- Как выбор имени на постриге пал на Никона?
- Я думаю, жребий таков был. Меня постригал владыка, а имя - в честь Никона Радонежского, ученика преподобного Сергия Радонежского. Им как раз построен Троицкий Собор в Лавре, где находятся мощи Сергия. И, кстати такой момент, там был в свое время владыка Феогност, а я по делам нашего монастыря ездил в Лавру и там же был на комиссии перед постригом. И я этой комиссии очень боялся, это круче, чем любые «ГОСы», любой экзамен. Уже все закончилось, мы с владыкой беседуем, и я его, сам не знаю, с чего, прошу: а можно ли частицу мощей преподобного Никона? На что он ответил: «Нет пока воли преподобного, чтоб его мощи были открыты, но когда это случится - мы с вами свяжемся».
- Как отреагировали близкие, когда узнали о постриге?
- С мамой созвонились. Она не удивилась, я к тому моменту уже несколько лет прожил в монастыре, так что предполагала. Но у меня ж старший брат есть, у него есть дети - так что вопрос с внуками, с продолжение рода решен.
- Вообще, монашество - это личный выбор человека или воля Господа?
- Знаете, при постриге такие говорятся слова: «Господу поспествующему», то есть Господь помогает. То есть выбор делаешь сам, но не без Божьей помощи.
- Как складывалась дальнейшая жизнь?
- Из Свенского монастыря я со временем был направлен исполняющим обязанности настоятеля Карачевского Воскресенского мужского монастыря - у нас есть ротация.
- В этот храм вы были направлены несколько месяцев назад и продолжаете служить...
- Да, месяца три-четыре назад. Первая служба - в храме никого не было, оно и понятно, люди боялись заболеть. Сейчас жизнь и обычная, и приходская восстанавливаются. Люди, видели, на службе были? В масочках, что правильно, но приходят. Определенные опасения, конечно, нужны: мы понимаем, что вирус этот есть и он действует, он опасен.
- В завершение, какие слова вы хотели бы сказать нашим читателям?
- Ситуация с болезнью этой, с тем, что мы теряем своих родных и близких, очень опасна. Вот на собственном примере скажу, за осень наша братия троих потеряла, а люди относительно-то здоровые были. Стоит поберечься в это время, стоит почаще мыть руки, носить маски, но и чтобы это не перерастало в фанатизм. Все же, если Господь допустит это заболевание, если человеку суждено это пронести, он пронесет.
Конечно, всем вашим читателям помощи Божьей, сил, мудрости, чтобы мы это вынесли и пережили.
Комментарии (0)