Регистрация
Войти

Труппа Брянского ТЮЗа отправилась на гастроли в Республику Беларусь

В Брянске откроется Международная художественная выставка «Традиции и современность»

Крупнейшее плодохранилище будет запущено в конце апреля

Архив выпусков газеты
28 марта 2024, 17:46
12+

ЕЛЕНА МАСЛОВА: «ТОЛЬКО ИЗ ЛЮБВИ МОЖЕТ РОДИТЬСЯ ХОРОШИЙ СПЕКТАКЛЬ»

16.06.2022, 08:58
Ведущая актриса Брянского театра юного зрителя Елена Маслова в эти дни отмечает юбилей. За четверть века служения на этой сцене она сыграла более 50 значительных ролей в спектаклях самых разных жанров. Мы расспросили о том, как складывалась творческая судьба, в чем особенности игры для юных зрителей, что самое важное в актерской профессии.

- Я сама из Брянска. Здесь родилась, училась в школе № 2. Окончила ее на «четыре-пять». Для учителей было большим удивлением, что я буду поступать в театральный вуз. Для них это казалось чем-то легким на фоне «важных профессий» - меня видели в сферах, связанных с иностранными языками, действительно в школе с ними были успехи, а изучала французский.

- Тогда что сподвигло на театральную стезю?

- На самом деле я очень рано для себя определила творческий путь, или он уж выбрал меня. Еще когда мне было 5 лет, я как- то с мамой пошла в кафе-мороженое. Пока ждали в очереди, я стала танцевать. Это увидела женщина, стоявшая рядом, как оказалось, педагог хореографии. Она сказала маме: «Отдавайте дочку в балет». Так я танцевала до 13 лет, но потом, в период взросления, выяснилась, что ростом я не подхожу под балетные критерии, перспектив не было, пришлось переключаться. Заменой стал кружок театрального творчества в Доме пионеров, который вел Михаил Талпегин. Им, кстати, много артистов взращено и достаточно известных, например, Анатолий Васильев и Светлана Сыряная.

- Вы окончили Казанское театральное училище, почему выбор пал именно на него?

Я после окончания школы поступала во ВГИК. Можно сказать, что уже поступила - оставался только коллоквиум, но... тут приводят дочку одной известной актрисы, которой надо было место. Для меня тогда это была трагедия: меня просто подвинули, а ее взяли без экзаменов, хотя актрисой она так и не работает. Я очень разочаровалась в столице, а мой педагог Михаил Талпегин сам из Казани, оканчивал это театральное училище и посоветовал туда. А ведь казанская театральная школа тоже одна из ведущих в стране! И как раз случилось так, что набирали курс педагоги, которых он хорошо знал, посоветовал мне туда поступать, потому что это очень сильные преподаватели. Меня там посмотрели и сразу с первого тура взяли на коллоквиум, и я там училась.

- Из Казани вернулись в Брянск, а какая роль стала первой сыгранной здесь уже в качестве профессиональной актрисы?

- Я поступила в Брянский драматический театр. Меня сюда по - сле «смотрин» позвал Владимир Воронцов, но, когда я приехала, он уже не был здесь главным режиссером. А первая работа на брянской профессиональной сцене в спектакле Розы Тольской (режиссер из Москвы) в «Вечере русских водевилей». Там были танцы и водевили, а в Казани как раз нас на это и «затачивали», даже шутка такая была, что наши выпускники первые лет десять только поют и танцуют. Так вот, в том спектакле было собрано несколько фрагментов водевилей: «Урок дочкам» - я играла Фёклу, а в «Беде от нежного сердца» - Машеньку.

- Как сложился переход в ТЮЗ?

- Да, чаще из ТЮЗа актеры переходят в драматические театры, но у меня сложилось наоборот. Я очень благодарна нашему директору Надежде Даниловской, что позвала меня в нашу семью. И вот уже 25 лет я на сцене Брянского ТЮЗа.

А первая роль у меня была здесь в пьесе «Снежная королева». Я играла принцессу, а сейчас в этом же спектакле играю Снежную королеву.

- А какая роль за четверть века в ТЮЗе была самой запоминающейся?

Знаете, столько ролей было сыграно, а выделить какую-то самую любимую или запоминающуюся не могу. Мы все роли любим. Вот назвать, какая роль требовала большей подготовки, большей энергетической отдачи, это, пожалуйста. Например, сразу вспоминается роль Френсис Нельсон, но этот спектакль уже давно не идет - с отъезда Леонида Кулагина. В нем я в 32 года сыграл 54-летнюю женщину. Это был опыт, и эта роль мне, конечно, дорога. Или вот сегодня только играли «Стойкий оловянный солдатик» - роль куклы. Я ее начала играть, когда сыну было 5 лет, а сейчас ему 28. Я ему говорю: «Эту роль могу играть хоть да самой пенсии, ведь куклы не стареют». Я вам сейчас так все наши спектакли перечислю, где играю, действительно каждую роль надо любить. Крайняя в спектакле - «Дядюшкин сон».

- Был на премьере...

- Да, у меня там роль матери - Марии Москалевой. Эта роль такого уровня и сложности, которые актрисе может не посчастливиться за всю жизнь сыграть, а мне повезло.

- Тяжело было подобрать к образу ключик или эта роль, как платье, наделась?

- Как платье, роль никогда не надевается, это большой труд найти образ. Я, когда начинаю над новой ролью работать, отключаюсь от всего. Вот иногда видишь, идет актер - сам с собой разговаривает, а он образ обсуждает сам с собой, складывает его в сознании, ищет. Задаешься вопросом: как бы твой герой поступил в той или иной ситуации, почему, как он должен делать то или иное движение.

А возвращаясь к «Дядюшкиному сну», это ж очень современная пьеса, хотя Федор Достоевский написал ее полутора века назад. А ведь женщин таких, как там изображены, сейчас очень много. А какая мать не хочет счастья для своей дочери? Но на что она готова ради этого пойти? У меня тоже дочь, сейчас подросток, и я задаю себе те же вопросы, жертвенность в матери всегда присутствует. Ну и состав в спектакле подобрался такой, что играть одно удовольствие.

- Понятно, что труппа, коллеги - это семья, и о них принято говорить хорошо. Давайте поговорим о режиссерах. Они ведь бывают весьма разные по методу работы... Вам с каким типом удобнее работать: который дает творческую свободу и импровизацию или который требует беспрекословного исполнения его требований?

- Я люблю работать с умными режиссерами. Кто такой артист? Это пластилин! Мы можем сыграть все, но должны понимать, почему. Я буду спорить с режиссером, если вижу, что он приходит на репетицию неподготовленным, не знает, чего хочет. Но я всегда вначале выполню то, что от меня требует режиссер, по крайней мере постараюсь, а потом уже попробую предложить что-то свое. Если он мне на это скажет нет, не подходит это сюда, то и вопросов нет. Режиссер должен уметь рассказать, что он хочет, донести это, тогда артист сможет это воплотить. Поэтому наше пожелание актерское всегда, чтобы были думающие, умные режиссеры, чтобы было взаимопонимание и любовь. Ведь только из любви может родиться хороший спектакль. Этот так классно, когда играешь в хорошем спектакле, такая радость и наслаждение.

- Каждый спектакль - это диалог со зрителем, а вот особенность театров юного зрителя в том, что в репертуаре совершенно разноплановые спектакли, рассчитанные на разновозрастную аудиторию. Насколько чувствуется разница?

Разница, конечно, есть в аудитории. Никто не будет одинаково играть для 6-летнегои подростка лет 13. Но разница не только в возрастных градациях. Дети тоже разные и в театре себя ведут по-разному. Воспитание зависит и от семьи, школы и окружения. Есть много примеров, когда на спектакль приходит одна школа - дети сидят, слушают, ловят каждое слово, другая - зал стоит на ушах. Но ведь воспитание детей зависит от взрослых.

- А как воспитать зрителя?

- Ну, во-первых, чтобы театр начал воспитывать, в театр надо попасть, надо, чтобы детей при-водили, приучали быть зрителями. Если брать более широко, то ведь надо воспитывать человека, а не зрителя. И очень многое задается именно в семье, там ребенок видит и культуру поведения, и манеру общения.

- И в завершение вопрос о планах. Есть ли сокровенная роль, которую хотелось бы сыграть, но пока такого случая не представлялось?

- Есть и не одна. Но о подобном не говорят. Знаете, есть такая присказка: ангел слышит мысли, а слова слышит кое-кто другой. А из того, что уже не получится сыграть, но очень бы хотелось, - Катерина из «Грозы». У меня есть что сказать этой ролью: для меня это конфликт двух женщин - Катерины и Кабанихи. И если бы Катерина не сделала то, что сделала, она ведь стала бы такой же Кабанихой. А так, конечно, и сейчас желанные роли есть, надеюсь, удастся их воплотить.

- Благодарю за беседу. Наша редакция от лица читателей еще раз поздравляет Вас с юбилеем и желает дальнейших творческих успехов.

Комментарии (0)