Регистрация
Войти

На Брянщину пришло долгожданное тепло

Фоторепортаж с брянского Парада Победы

Александр Богомаз поздравил брянцев с Днём Победы

Архив выпусков газеты
11 мая 2021, 14:09
74,1373
89,5060
12+

СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: 15 ЛЕТ СОЗИДАНИЯ

15.04.2021, 07:44
Муниципальная власть - самая близкая людям. В органы местного само­управления жители зача­стую избирают тех, кого знают лично, по-соседски, а потому и доверяют им по максимуму, но и спрашива­ют с них так же.

Именно от качества рабо­ты муниципальных властей - решения вопросов с ЖКХ, состояния дорог, школ и т.д. - зависит общее впечатление от качества управления в регио­не и стране для жителя кон­кретной территории. Трудно верить в то, что где-то в об­ластном центре строится но­вый четырехполосный мост, когда у тебя перед домом не прогрейдирована дорога...

Но парадокс ситуации в том, что именно этому уров­ню власти особенно не хвата­ет профессиональных кадров. Во-первых, муниципальное управление - самое массо­вое, только на Брянщине су­ществуют 236 муниципаль­ных образований. Во-вторых, местный уровень - это трам­плин или кузница кадров для региональных и федераль­ных органов госвласти, биз­неса, «манящих» активных и преуспевающих муници­палов. В-третьих, непосред­ственная работа с людьми, их каждодневными проблемами и запросами - нелегкий труд, часто эмоционально выматы­вающий, и не все способные остаются в нем работать.

Именно для повышения качества муниципального управления, обмена успеш­ными практиками, решения типовых задач и стала 15 лет назад в России активно раз­виваться система Ассоциа­ций органов местного самоу­правления. В каждом регионе муниципалы объединялись в профильные союзы, чтобы вместе решать схожие задачи, выстраивать диалог с регио­нальными властями, обмени­ваться наработками. Действу­ет такая Ассоциация и в Брян­ской области.

ОТ ИСТОКОВ КО ДНЮ СЕГОДНЯШНЕМУ

Процесс ее создания при­шелся на 2006-2007 годы. На учредительный съезд 15 лет назад в Брянске собрались главы и председатели Сове­тов народных депутатов всех муниципальных образова­ний Брянской области. Вы­ступавшие на съезде были едины в том, что нужна орга­низация, которая защищала бы интересы местного само­управления, продвигала мест­ные инициативы, помогала вновь избранным депутатам и главам муниципалитетов быстрее освоиться в новых должностях и в дальнейшем оказывала бы им методиче­скую помощь. Тогда же был сформирован и первый со­став Правления Ассоциации. Понятно, что на протяжении полутора десятков лет он ме­нялся, на очередных съездах избирали новых достойных членов, но основные направ­ления работы остались не­изменными - укрепление внутренних связей между муниципалитетами, методи­ческая и правовая помощь, ре­ализация местных инициатив, выстраивание эффективных отношений с региональны­ми и федеральными властя­ми и т.д.

Председателем Совета на протяжении 15 лет были са­мые авторитетные руководи­тели муниципалитетов. Сре­ди них Александр Макаров, дважды занимавший пост председателя Правления Со­вета, а впоследствии ставший заместителем губернатора Брянской области и главой ад­министрации центра субъекта - города Брянска. Последние 7 лет правление Совета возглав­ляет Сергей Лавокин - глава администрации Брасовского района.

- За это время многое уда­лось сделать. Мы регулярно отчитываемся перед съезда­ми СМО, и по этим докла­дам можно проследить, как менялись цели и какие успе­хи достигнуты. Многое нам удалось сделать благодаря поддержке нашего губерна­тора Александра Васильеви­ча Богомаза. Это очень важно, когда глава региона понимает роль местной власти, совету­ется с руководителями муни­ципалитетов, помогает сам и настраивает свой аппарат на помощь территориям. В канун юбилея Совета я про­смотрел отчеты о работе за 15 лет нашей деятельности. Мас­штаб сделанного впечатляет, - отмечает председатель Прав­ления Ассоциации.

Говоря о том, какими ка­чествами в современной рос­сийской действительности должен обладать председа­тель АСМО, Сергей Лавокин среди прочего отмечает, что очень нужен большой опыт работы на «земле».

Свои задумки о всеоб­щем благе нужно уметь при­землять. Мне приходилось встречать краснобаев, кото­рые строили наполеоновские планы, приходя, например, на выборы главы, но их про­жекты разбивались о действи­тельность, о реалии. Руково­дить муниципалитетом, а тем более объединением муници­палитетов нужно, всегда учи­тывая возможности. Но есть, на мой взгляд, главное, что должно быть у каждого пред­седателя - это желание рабо­тать на благо жителей терри­тории всего региона. При этом нужно понимать, что это бла­го может быть разным в тво­ем понимании и в понима­нии жителей, - констатирует Сергей Лавокин.

На протяжении этих 15 лет так сложилось, что работу по организации деятельности со­вета взяла на себя исполни­тельная дирекция. Текущая, иногда рутинная со стороны работа высоко ценится спе­циалистами на местах - сюда всегда можно обратиться за консультацией, получить по­мощь в оформлении заявки для участия в том или ином конкурсе, узнать, как анало­гичные проблемы решались в других муниципалитетах, и получить алгоритм действий. Штат исполнительной дирек­ции, работающий на постоян­ной основе, невелик: исполни­тельный директор, юрист и специалист. Все 15 лет со дня создания Совета муниципаль­ных образований Брянской области в исполнительной дирекции работает Наталья Пригаро, которая последние 5 лет является исполнитель­ным директором.

- За пятнадцать лет работы Совет муниципальных обра­зований сделал очень многое для развития местного само­управления. Главное, что все проекты и программы, все ме­роприятия Совета были на­правлены на улучшение ка­чества жизни жителей наших городов и поселений. Хочу отметить, что многие проек­ты, которые были реализова­ны в нашей области, позже становились очень востребо­ванными в общероссийском масштабе. Мы были пионе­рами в развитии территори­ального самоуправления, у нас очень давно реализуются программы с народной ини­циативой. Поэтому наш ре­гион становился пилотным по некоторым инициативам Всероссийского Конгресса Муниципальных образова­ний, - рассказывает Наталья Пригаро. - Особенно много внимания всегда уделялось нашим Советом методиче­ской работе. Мы стремились вооружить наши муници­пальные кадры юридически­ми знаниями, рассказать им о передовых муниципальных практиках. За такую целена­правленную и постоянную ра­боту мы часто слышали слова благодарности от глав муни­ципалитетов, депутатов, спе­циалистов муниципального хозяйства. Это лучшая оцен­ка нашей деятельности.

Впрочем, если брать каж­дое конкретное направление работы Ассоциации, понима­ешь, какой масштабный путь уже пройден, но эта ее дея­тельность касается тех сфер, где никогда не будет постав­лена точка. Муниципальное управление связано с жиз­нью людей на конкретных территориях, а значит, каж­дое направление деятельно­сти должно развиваться изо дня в день.

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

Одна из ключевых задач каждого муниципалитета - это развитие экономической базы, рост собственных до­ходов и выход на самоокупа­емость. К сожалению, пока большинство муниципаль­ных образований региона не создали достаточной базы для этого и формируют бюджет, в первую очередь получая дота­ции. В таких условиях мест­ной власти трудно улучшать социальное положение своих жителей, сохранять все взя­тые на себя социальные обяза­тельства. Совет муниципаль­ных образований поддержал объявленную губернатором новую бюджетную политику

как можно больше зарабаты­вать самим муниципалитетам за счет привлечения в районы инвесторов. Подготовлены и распространяются практики привлечения инвесторов го­родом Брянском, Погарским и Карачевским районами, дру­гими муниципальными обра­зованиями.

Другое направление - укрупнение муниципальных образований. Последние не­сколько лет процесс идет как на уровне городов и районов (образован Новозыбковский городской, а также Старо- дубский и Жуковский муни­ципальные округа), так и на поселенческом. При этом, с одной стороны, учитывают­ся экономические вопросы (сокращение административ­ных расходов, формирование более крупного и маневренно­го бюджета и т.д.), а с другой - качество предоставления ус­луг населению.

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Важным направлением деятельности Совета стало кадровое обеспечение орга­нов местного самоуправле­ния. Профессионалов, владе­ющих всеми современными технологиями муниципаль­ного управления, к сожале­нию, пока мало, особенно на поселенческом уровне.

Совет убежден, что уро­вень оплаты труда всех ра­ботников органов местного самоуправления должен быть достойным. Большинство из них трудятся добросовестно, при этом уровень ответствен­ности очень высок. И эта от­ветственность должна быть мотивирована практически­ми стимулами.

Правительство Брянской области совместно с Советом сделало соответствующие шаги в этом направлении: за последние пять лет пересмо­трен подход к организаци­онным структурам админи­страций городских округов и муниципальных районов, а также система оплаты тру­да для работников органов местного самоуправления. По предоставлению Совета пра­вительство области рассма­тривает варианты увеличения оплаты труда работников ор­ганов местного самоуправле­ния, готовит предложения по решению данного вопроса.

Совет принимает участие в организации обучения глав администраций, депутатов представительных органов, работников органов местно­го самоуправления муници­пальных образований Брян­ской области. Это одна часть работы, связанная с обуче­нием имеющихся кадров. Но у каждого муниципалитета должен быть кадровый резерв. Совет инициировал опросы населения, выявление лиде­ров общественного мнения, встречи с ними. Сегодня ин­струментом для решения про­блемы стала активная работа органов местного самоуправ­ления с учебными заведения­ми. И уже на этапе обучения молодых людей ориентируют на работу в местных органах власти.

На площадке Совета прак­тически еженедельно прохо­дят мероприятия, связанные с изучением нового в зако­нодательстве. В течение по­следних двух лет Совет орга­низует курсовые занятия. В прошлом году внедрена но­вая форма повышения квали­фикации: дни консультаций, на которых разбирают кон­кретные спорные ситуации из практики.

Одной из форм обучения стали семинары по конкрет­ным вопросам деятельности. Проводятся они на конкрет­ном жизненном материале. В прошлом году из-за ограниче­ний, связанных с пандемией, возможности очного обуче­ния были ограничены. Поэ­тому основной упор был сде­лан на дистанционные формы. Они показали свою востребо­ванность и практичность. По­этому в дальнейшем очные и дистанционные формы обу­чения муниципальных слу­жащих будут сочетаться. Не­обходимость в таких занятиях не подвергается сомнению.

Хорошо зарекомендова­ли себя совещания по раз­витию органов местного са­моуправления нескольких областей. Нашим соседям по Центральному федеральному округу, например, было инте­ресно послушать председате­ля Совета муниципальных об­разований Тульской области Марину Карташову, которая поделилась опытом работы с ТОСами.

Совместно с Конгрессом муниципальных организа­ций Совет разработал кадро­вый проект «22 тысячи». Он направлен на то, чтобы на работу в муниципалитеты приходили люди, получив­шие волонтерский и добро­вольческий опыт в местных социально ориентированных НКО и организациях терри­ториального общественного самоуправления.

БЛАГОУСТРОЙСТВО И ИНИЦИАТИВЫ

Совет активно включился в реализацию нацпроекта, на­правленного на создание но­вого качества жизни жителям Брянской области.

Уже три года подряд бла­гоустраиваются города и села по проектам, предложенным местными жителями благода­ря программе инициативного бюджетирования. В прошлом году на реализацию инициа­тив населения правительство Брянской области выделило рекордные 100 млн рублей. Самая главная ценность про­граммы в том, что люди сами в своем поселке или части муниципалитета определя­ют, куда направить бюджет­ные средства, какие объекты им возвести. Это очень важ­ный шаг не только к укрепле­нию местных сообществ, но и к созданию условий для со­трудничества населения и ор­ганов власти.

В области был реализован проект «Всем миром». Его участники приводили в по­рядок и благоустраивали ме­ста захоронений на террито­рии области. Главной задачей этого проекта стало в первую очередь объединение усилий общественности, органов го­сударственной власти, пред­принимательской среды, му­ниципалитетов и, конечно, каждого жителя региона в на­ведении надлежащего поряд­ка на территориях кладбищ, которых в области насчиты­вается около двух с полови­ной тысяч.

Тесно связана с благо­устройством и поддержка инициатив жителей на опре­деленной территории. Совет муниципальных образова­ний выиграл грант програм­мы поддержки социально ориентированных организа­ций «Содействие развитию институтов гражданского об­щества» и реализовал проект «Вместе мы можем все». Были проведены четыре семинара для органов ТОС и специали­стов администраций всех 33 муниципальных районов и городских округов Брянской области. 120 участников по итогам учебы получили удо­стоверения о повышении ква­лификации, остальные четы­реста - сертификаты. Всем слушателям были предостав­лены пакеты методических материалов. Семинары полу­чили широкое освещение в прессе и Интернете.

Отдельного внимания за­служивает работа по созда­нию и поддержке Ассоциации территориальных обществен­ных самоуправлений Брян­ской области. АТОС была за­регистрирована в 2017 году. В этой ассоциации удалось объ­единить всё реальное терри­ториальное движение органов ТОС, которое есть в Брянской области. Движение ТОС рас­пространено в 44 субъектах России. Но Брянская область заслуженно признана флаг­маном в развитии территори­ального общественного само­управления.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

Работа Советов муници­пальных образований не­однократно отмечалась на общероссийском уровне, опыт работы заслушивался на муниципальных фору­мах. Члены брянского Со­вета участвуют в работе в комитетах и палатах Обще­российского конгресса. Гла­ва г. Севска Елена Добродей стала председателем пала­ты городских поселений ОКМО.

Ежегодно Совет участвует в составлении общероссий­ского доклада по развитию местного самоуправления.

Совет муниципальных об­разований Брянской области совместно с Конгрессом ра­ботал над законопроектами по упрощению процедуры ре­гистрации территориального общественного самоуправле­ния, расширению механизма самообложения.

Брянская область участво­вала в проекте Конгресса «Интерактивная карта МСУ» и пилотном проекте по ин­вентаризации полномочий по вопросам «Экономика и финансы», «Здравоохранение и окружающая среда», а так­же «Градостроение. Дорож­ное хозяйство». Для участия в этой работе был привлечен потенциал всех отделов пи­лотных муниципалитетов - г. Клинцы и Почепского муни­ципального района. Позднее добавились г. Сельцо и Клет- нянский муниципальный рай­он. В настоящее время Совет активно работает в обсужде­нии Основ государственной политики Российской Фе­дерации в области развития местного самоуправления до 2030 года.

О ПЕРСПЕКТИВАХ

Брянский СМО продолжа­ет развивать актуальные на­правления в муниципальном управлении в рамках обще­российской повестки. Циф- ровизация, брендирование, конвергенция уровней вла­сти - все эти явления находят отклик и на уровне местного самоуправления на Брянщине.

- В настоящее время наш Совет муниципальных обра­зований расширяет направ­ления своей деятельности, - поясняет Наталья Пригаро. - Это диктуется временем. Например, сегодня нельзя представить себе жизнь без интернет-технологий. Мно­гие формы самоуправления - от товариществ собственни­ков жилья, ТОСов до муни­ципальных сообществ - дей­ствуют на новых платформах взаимодействия. Онлайн-го­лосование прочно вошло в жизнь, и нужно активнее ис­пользовать возможность ус­лышать мнение жителей при принятии решений. Сегодня большое внимание уделяет­ся развитию местных брен­дов. Например, у нас в Севске брендом стал фестиваль частушек.

При этом в регионе вни­мательно следят за федераль­ными трендами, понимают, что только в рамках синхро­низации всех уровней власти можно добиваться максималь­ных результатов для блага жи­телей.

- Наша страна имеет свою специфику развития местно­го самоуправления, - отме­чает Сергей Лавокин. - Изу­чая опыт многих европейских стран в этом направлении, убедился, что система мест­ного самоуправления очень эффективна, если у муници­палитета есть средства для реализации своих полномо­чий... Считаю, что для ре­шения многих проблем му­ниципалитеты должны быть встроены в государственную повестку, в единую систему публичной власти. Это даст возможность эффективно встраивать муниципальные правовые акты и программы в общегосударственную си­стему целеполагания.

Комментарии (0)